СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Республика Саха (Якутия)
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Край земли без дорог и сообщений

05 апреля 2023

Зимой русла северных якутских рек превращаются в экстремальные дороги, по которым дальнобойщики везут необходимые людям товары. Эти тонкие нити жизни тянутся по огромной белой карте, связывая крошечные населённые пункты. Впрочем, до некоторых мест можно добраться только на оленьей упряжке или вертолёте. Не дотягивается сюда и вроде бы вездесущая спутниковая связь. И виноваты в этом вовсе не природные условия, а пресловутый человеческий фактор.

Чудеса на виражах!

Республика Саха (Якутия) – это более трех миллионов квадратных километров, из которых примерно 90% – зона вечной мерзлоты. Сама природа велит развивать авиацию, у которой в таких условиях колоссальный потенциал усовершенствоваться. Коммерческая малая авиация может использоваться для пассажирских и грузовых перевозок, для мониторинга лесных массивов, поисково-спасательных операций, опыления сельхозугодий и многого другого.

Однако есть одно непреодолимое "но": запретительное регулирование, из-за которого отрасль долгие годы не развивается и частично находится в серой зоне, оставаясь дорогой и опасной игрушкой исключительно для богатых.

А ведь винтокрылые машины могли бы служить простым людям, живущим на этой суровой земле, верой и правдой!

Федот Тумусов, депутат Государственной Думы РФ:

"Авиация – это актуальная и перспективная тема для республики. По просьбе представителей отрасли, мы, депутаты, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, начали большую работу по созданию законодательной базы для развития этого вида транспорта. Дело довольно трудоемкое, ведь на сегодняшний день понятие "малая авиация" даже не включено в Воздушный кодекс.

Если не начать делать первые шаги сейчас, то через четыре-пять лет можно будет вообще забыть про этот вид авиации в нашей стране. И если для центральных регионов РФ её исчезновение – не самая большая проблема, то для жителей Севера воздушное сообщение – это главная надежда на спасение и помощь в выживании.

Я считаю, что для пилотных проектов развития малой авиации нужно использовать такой же механизм, как для территорий опережающего развития. Так будет легче преодолеть бюрократические препоны на пути столь нужного дела".

Довезти любой ценой

А пока нет крыльев будущего, в настоящем остается надеяться только на колёса. Зимники – экстремальный формат доставки жизненно важных товаров для жителей арктических районов. А всё потому, что привезти, например, продукты сквозь метели и шквалистые ветры, когда напрочь заметает путь, через горные перевалы, по наледям и полыньям – это огромный подвиг. Дороги Арктики помнят и трагические случаи.

И такое положение дел люди вынуждены терпеть десятилетиями. Сегодня много надежд местные власти возлагают на реализацию единого плана федеральной стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) до 2035 года, которая позволит коренным образом изменить схему зимнего завоза. Повышение качества жизни северян невозможно без инвестиций в серьезную модернизацию логистики. И здесь главным условием реализации большинства проектов в Арктике является развитие Северного морского пути, его береговой инфраструктуры.

Вода, вода – под тонной льда

Если для государства освоение Арктической зоны – это мегапроекты, то для простых северян – надежда на улучшение качества жизни. Прежде всего это касается цен на товары первой необходимости. Они здесь заоблачные.

В наши дни предпринимателям Тикси приходится закупать в Якутске товар, который прошел уже через четыре логистических этапа: загрузка в центральных регионах страны, выгрузка и погрузка в Усть-Куте, затем в Якутске, потом в Тикси. Каждый этап – очередной скачок цен.

Старожилы рассказывают, что в советский период освоения Севера жить было значительно легче. Это подтверждает и статистика. Например, до начала 90-х население одного только Булунского района составляло 18500 человек, сейчас – меньше 9 тысяч. То есть половины не осталось!

"Помню, как в начале октября 1987 года в бухте Тикси я насчитал 55 морских судов. В том числе были большие корабли размером с 9-этажный дом, с вертолетными площадками, – рассказал Аркадий Алексеев, член Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, депутат Булунского районного Совета депутатов. – Ночью к ним пришел атомный ледокол и караван ушел в Европу. Такую логистику международного и национального транспортного коридора Восток – Запад и сегодня никто не отменяет. Суда из Китая и стран АТР попадают в Европу, обойдя Африку, что сказывается на стоимости перевозимой продукции. Севморпуть короче на 2500–2600 миль (на 25–27%), а значит выгоднее традиционного маршрута через Суэцкий канал. Это самый короткий путь из Азии. Поэтому Северный морской путь остро необходим для развития Арктики!"

Аркадий Николаевич вспоминает, как в бытность его главой Булунского района действовал прямой рейс Москва – Тикси – Москва, который значительно выручал северян в обеспечении продуктами питания и промышленными товарами. В местных магазинах был очень широкий ассортимент. Можно было не опасаться за завтрашний день. Сегодня нет уже ни московского рейса, ни товарного изобилия.

Предприниматель платить обязан!

Ценовая гильотина сегодня не оставляет местным жителям особого выбора. За пределы малой родины практически никуда не выехать, за редким исключением. В советские времена государство брало на себя расходы за проезд работников предприятий. Сегодня это бремя легло на плечи самих бизнесменов, которых затраты на дорогу могут довести до банкротства: один только билет до Якутска обходится в 32 тысячи рублей. Субсидированных билетов не хватает, их разбирают как горячие пирожки буквально за пару часов.

Кроме того, предпринимателям нередко приходится решать транспортные вопросы, которые к бизнесу, на первый взгляд, не имеют отношения. Например, искать деньги на оплату проезда на летний отдых детей из малообеспеченных семей арктических районов. Оказывается, государство уже давно не выделяет никаких средств на выезд ребят на мероприятия не только российского значения, но даже республиканского масштаба. Помогают бизнесмены. Кто сколько может.

Не дозвонишься, не докричишься

Так географически сложилось, что Якутия оказалась на границе приёма сигналов почти всех спутников, которые покрывают эту часть материка. Стоит погоде испортиться, а происходит это почти всегда, – связи ни у кого ни с кем нет.

Каналы на спутниках постоянно перегружены. Цены на их аренду баснословны. Всё это влияет на доступ в интернет для конечного пользователя – северного жителя. Связь нестабильная, скорость интернета низкая, тарифы непомерные.

Есть сотовая связь, но мобильные операторы услугу "интернет" не предоставляют. Идут разговоры о строительстве сети широкополосного доступа в интернет для арктических районов, но когда эти планы воплотятся в жизнь, неизвестно. А пока даже голосовая мобильная связь работает от случая к случаю, с перебоями.

Ведь в современной жизни интернет – это не просто соцсети или ютуб. В первую очередь это госуслуги, торговля, налоги и прочее. Их отсутствие сильно усложняет и без того нелегкую жизнь северян. Кстати, оленеводы госуслугами не пользуются. Не хотят? Не могут!

Денис ХОРОШЕВСКИЙ, член Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, заведующий полярной геокосмофизической обсерватории "Тикси" ИКФИА им. Ю. Г. Шафера СО РАН:

"Сегодня в обществе всё взаимосвязано. Развитие науки и малого бизнеса напрямую связано с уровнем человеческого потенциала территории, в данном случае Арктики. И постоянные перебои со связью, отсутствие возможности нормального выхода в интернет, когда социальная работа государства почти полностью завязана на цифре, негативно отражаются в первую очередь на людях, на человеческом капитале.

Партия социалистов выступает с инициативой обязательной цифровизации арктических территорий, в том числе отдаленных районов с использованием всех современных технических и научных возможностей. И проведение "оптики" является одним из условий улучшения жизни северян!".

За шаг до запустения

Из-за этих и многих других проблем молодое поколение северян всё чаще уезжает из родных краёв и не планирует возвращаться. Если смотреть статистику, то с 2001 по 2020 год население республики в возрасте от 15 до 34 лет сократилось с 305,6 до 280,5 тысячи. Отчасти это связано с демографической ямой 90-х, однако немалую роль в этом также играет отток молодежи в другие регионы страны. Молодежь из сёл переезжает в города, а затем из малых городов отправляется в крупные – это всероссийская тенденция. Под пологом полярной ночи остается всё меньше людей, а следовательно, уменьшается рынок сбыта. Это, в свою очередь, не идет на пользу бизнесу.

Чахнет бизнес – и, соответственно, всё сложнее и сложнее выживать северянам. Вот такой замкнутый круг получается.

Помимо этого, работу предпринимателям и местным жителям в целом усложняют ростовщики-банкиры, которые ввиду отдаленности северных районов и нестабильности интернета задирают драконовские процентные ставки на кредитование без залога и смарт-кредиты.

Предпринимателям остро не хватает имущественной поддержки, например льготной аренды, выкупа в рассрочку или безвозмездного пользования. Со стороны бизнеса есть запрос на правовую и информационно-маркетинговую помощь, скажем, при обучении персонала. Тот же центр "Мой бизнес", который был открыт в 2022 году, нормально не может функционировать: банально не удается найти специалиста для местного отделения.

Информационный вакуум, отрезанность от большого мира – всё это душит бескрайний Север. И, если немедленно не начать принимать серьезные меры по разрешению ситуации, ледяная пустыня однажды на самом деле станет безлюдной: без населения, без будущего, без надежд.

Татьяна ДРЕМОВА, сторонник Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, председатель Тиксинского Совета депутатов, предприниматель, председатель Координационного совета предпринимателей при главе МР "Булунский улус" РС(Я):

"Необходимо более эффективно внедрять в Арктике федеральный закон о поддержке предпринимательства. Предлагаем всех предпринимателей, кто трудится в арктической зоне, признать арктическими резидентами и снизить налоги.

В первую очередь, конечно, необходимо оказать им упрощенную финансовую поддержку: льготные кредиты, субсидии и многое другое. Финансы – это воздух для предпринимательства, но при всей широте и необъятности местных пейзажей в бизнесе их абсолютно не хватает. Ввиду дотационности района, в котором практически отсутствует производство, местных бюджетов недостаточно для нормального развития территорий. Поэтому необходимо закрепить разработку муниципальных программ только при условии их финансового обеспечения.

Важно консолидировать усилия общества и власти, выбирать в депутаты Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) людей, искренне болеющих за родную Арктику, живущих её проблемами! Например, членов и сторонников Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Республике Саха (Якутия)

© 2006-2024